Техника «Шесть мыслительных шляп»

mindmap-six-thinking-hats

Итак у тебя есть цель. Она тебя зажигает, кажется, что на этот раз у тебя все получится и у тебя почти нет сомнений. Почти, ключевое слово! Было гладко на бумаге, да забыли про овраги…

Ведь легко заблудиться, особенно, когда это связано с новым направлением развития, с целями, решениями, выбором пути. Метод «Шесть мыслительных шляп», которую создал знаменитый психолог и эксперт по развитию креативного мышления Эдвард де Боно, позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Мышление «разделяется» на шесть условных частей, которые получили название «шляпы». Эта техника  одновременно запускает работу аналитического и образного мышления, тем самым в разы усиливая результативность метода.

Алгоритм выполнения техники достаточно прост.

Сформулируй свою цель с учетом критериев конкретности, ограниченности во времени и, если необходимо, с указанием количественных показателей.

В концепции Эдварда де Боно сначала надевается Белая шляпа, символизирующая беспристрастность и объективность. Белая шляпа позволяет выделить рациональное зерно фактов из шелухи домыслов.

На этом этапе нужно ответить на вопрос: Какие результаты ты хочешь получить? Как их можно измерить?

Затем приходит черед Красной шляпы, отвечающей за эмоции, чувства и интуицию. И здесь клиент ищи ответы на такие вопросы как «Какие эмоции вызывает эта цель? Что подсказывает интуиция? Какие чувства возникают при создании видения об исходе ситуации?» Красная шляпа помогает выразить все чувства, сопряженные с желаемой целью.

Третья шляпа (Черная) помогает выявить отрицательные стороны, сомнительные аспекты и риски. На этом этапе проводится детальный анализ того, что может пойти не так — что плохого может случиться, какие внешние и внутренние ограничения могут всплыть в процессе и пр. Это помогает сохранить здравое отношение к слабым сторонам плана реализации цели и подумать над тем, как их можно преобразовать.

За Черной шляпой идет Желтая, и она призывает надеть розовые очки и проявить оптимизм. Пребывание в этой шляпе, создает оптимистическое видение ситуации и лучшие результаты. Важным моментом является тот факт, что идеи, предложенные на этапе Желтой шляпы, должны иметь дальнейшее развитие.  «А что дальше? Что будет после достижения желаемого? Каковы дальнейшие перспективы развития событий?»

Затем наступает время пятой шляпы, где Зеленая шляпа символизирует рост и плодородие. Это рассказ о творческих идеях и душевных порывах, о том, какие инновации несет в себе заветная цель, что нового она создает для мира. Мышление в Зеленой шляпе стремится найти новые пути развития, запускает творческий процесс создания перемен, формирует вдохновение и помогает конкретизировать возможные пути достижения цели.

Последней в игру вступает Синяя шляпа, с помощью которой, прояви себя по отношению к цели как ответственный организатор и систематизатор. В Синей шляпе клиент может почувствовать себя «вселенским разумом», который обладает всей необходимой информацией и широтой восприятия возможностей реализации цели. Цель данного этапа — собрать в единую систему всю информацию, полученную от других шляп, создать определенный перечень данных и мотивацию для движения к цели.

Применяя технику «Шесть мыслительный шляп», мы открываем пространство альтернативных вариантов. Использование образного мышления стимулирует творческий потенциал, который в связке с логикой создает комплексные решения. Главное достоинство этого метода – это возможность переключать внимание на разные аспекты цели и найти новые пути ее достижения.

 

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *